Бухгалтерский учёт - важнейший
вид хозяйственного учёта. Бухгалтерский учет - это составная часть
функции хозяйственного управления. Для Бухгалтерского
учёта характерны единство методологии и общих принципов организации,
возможность учёта данных в масштабе отдельных отраслей и народного
хозяйства в целом, сопоставимость показателей учёта с показателями
других видов учета (налогового, статистического) полнота, точность и
достоверность, своевременность, ясность и экономичность. Бухгалтерский
учёт служит средством контроля над выполнением нормативов и норм,
контроля сохранности собственности, выявлению и использованию
внутренних ресурсов.
Бухгалтерский учет условно можно разделить на 3 вида: простой,
развернутый и сложный. Простой бухгалтерский учет представляет собой
обычную последовательность записей с указанием даты (и других желаемых
реквизитов) всех совершаемых материально-финансовых действий, то есть
ведение единого журнала для всех совершаемых учетных актов. Простой учет
может быть разделен или на две колонки в одном журнале по принципу
доходов и расходов, или разделен, поэтому же принципу на два журнала.
Подобный учет обычно применяют предприниматели, работающие с точки
зрения налогообложения на ЕНВД (Единый налог на вмененный доход) или УСН
(Упрощенная система налогообложения), а также лица, занимающиеся
домашней бухгалтерией (домовым учетом).
Развернутый бухгалтерский учет представляет собой систему из
нескольких журналов учета, из которых один основной (главный) и ряда
вспомогательных журналов, которые, как правило, расшифровывают отдельные
цифры главного журнала. Накопленные записи во вспомогательных журналах
помесячно единой суммой переносятся в главный журнал. Например, в
качестве вспомогательных журналов использую журналы прихода и расхода
товаров, денежных средств, расчетов с поставщиками и покупателями и так
далее.
Сложный Бухгалтерский учет представляет собой уже полностью
развернутый учет с необходимой аналитикой. Это бухгалтерский учет имеет
свой план счетов, большая часть счетов имеет свою развернутую аналитику.
Современный Бухгалтерский учет (да и более простые), как правило,
ведутся с использованием ЭВМ и соответствующих программных приложений
или с использованием электронных таблиц.
Бухгалтерский учёт – это
средство и источник хозяйственной деятельности предприятий, организаций
и учреждений, отраслей народного хозяйства, направленный на экономию
ресурсов и получение максимальной прибыли. Метод Бухгалтерского
учёта является совокупностью способов, применяемых для получения
показателей, необходимых для управления предприятиями: бухгалтерский
баланс, аналитические ведомости, документация и инвентаризация, оценка и
калькуляция. Аналитические счета и двойная запись помогают быстро
создавать (на ЭВМ, конечно) любую отчётность и аналитику. Все названные
элементы метода Бухгалтерского учёта
применяются не изолированно, а как части единого целого.
Счета Бухгалтерского учета представляют собой специальные
двусторонние таблицы, предназначенные для группировки и текущего учёта
хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов, для
выявления показателей, необходимых при руководстве предприятием. Левая
часть таблицы — дебет, правая — кредит. Все счета подразделяются на
основные, регулирующие, операционные и забалансовые. Основные счета
предназначены для учёта и контроля состояния и движения хозяйственных
средств и источников их образования. Они делятся на активные и
пассивные. На активных счетах учитываются хозяйственные средства: по
дебету — поступление (увеличение), по кредиту — их выбытие (уменьшение).
Активные счета имеют дебетовое сальдо, показывающее остаток
определённого вида хозяйственных средств. На пассивных счетах
учитываются источники их образования. По кредиту пассивных счетов
отражается увеличение, по дебету — уменьшение этих источников. Пассивные
счета имеют кредитовое сальдо. Регулирующие счета служат для
корректирования величины или оценки хозяйственных средств и источников
их образования, учитываемых на основных счетах, для исчерпывающей
характеристики объектов Бухгалтерского
учёта. Операционные счета используются для учёта и контроля
хозяйственных процессов и выявления их результатов. Забалансовые счета
предназначены для учёта по простой системе счетоводства хозяйственных
средств, находящихся во временном пользовании предприятия. Различают
синтетические и аналитические счета. На синтетических счетах Бухгалтерского
учёта ведётся обобщённо по экономически однородным группам.
Аналитические счета предназначены для детализации содержания
синтетических счетов по отдельным видам средств, источников и процессов.
Каждая экономически однородная группа аналитических счетов объединяется
определённым синтетическим счётом. Текущий Бухгалтерский
учёт на синтетических счетах называется синтетическим Бухгалтерским
учётом, на аналитических счетах — аналитическим Бухгалтерским
учётом. Каждая хозяйственная операция отражается в дебете одного и
кредите другого счёта в одинаковой сумме. Такой способ отражения
операций называется способом двойной записи. При отражении хозяйственных
операций на счетах между ними возникает взаимосвязь — один счёт по
дебету связан с другим счётом по кредиту. Такая связь между счетами
называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующими.
Бухгалтерская документация, надлежаще оформленная, это основа
построения системы Бухгалтерского учёта,
способ достоверного отражения объектов Бухгалтерского
учёта. На каждую отдельную хозяйственную операцию или их однородную
группу составляется документ — носитель информации, официальный, заранее
установленной формы бланк, предназначенный для письменного оформления
хозяйственных и других операций и актов. Единое руководство Бухгалтерского
учёта предопределяет создание единых (унифицированных) форм
документов. Наряду с унификацией осуществляется стандартизация
документов по размерам. Документы используются для предварительного и
последующего контроля над сохранностью собственности предприятия,
законностью и целесообразностью хозяйственных операций. Все это создает
повышенную ответственность у руководителей за законность и
целесообразность операций, для предупреждения нарушений и выявления
злоупотреблений, для достоверного анализа хозяйственной деятельности, а
также для юридических доказательства совершенных операций. Схемы
документооборота предусматривают для каждого документа путь его движения
и время обработки в отделах предприятия, организации или учреждения. С
развитием автоматизации Бухгалтерского
учёта применяются также другие носители информации. Не все явления
могут быть отражены в документах, а также возможны неточности, ошибки и
злоупотребления в учете. Поэтому документацию периодически дополняют
инвентаризацией (подсчётом в натуре хозяйственных средств и источников
их образования). Полная инвентаризация охватывает все средства и
источники. Частичная инвентаризация затрагивает один вид хозяйственных
средств или их источников. Документацию и инвентаризацию применяют для
получения первичных данных об объектах Бухгалтерского
учёта. Документально оформленные хозяйственные операции и результаты
инвентаризаций отражаются на соответствующих счетах.
Хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы
разнородны. Для получения сводных, обобщающих данных применяется их
оценка в стоимостном выражении. Преобладающим методом оценки
хозяйственных средств является их фактическая себестоимость. Наряду с
фактической себестоимостью для оценки оборотных средств может
использоваться плановая (нормативная) себестоимость и оптовые цены. При
этом для получения данных о фактической себестоимости отдельно
учитывается разность между принятой оценкой и фактической
себестоимостью. Бухгалтерский учёт
основных средств ведётся по их первоначальной или восстановительной
стоимости. Руководство предприятием (организацией) на основах
хозяйственного расчёта предполагает выявление общей суммы затрат
предприятия на производство продукции с целью контроля за их размером и
выявления рентабельности промышленного производства. Это осуществляется
при помощи калькуляции. Оценка и калькуляция применяются для выражения
объектов Бухгалтерского учёта в
обобщающем денежном измерении.
Методологическое руководство Бухгалтерским
учётом осуществляется министерством финансов Российской Федерации,
которое по согласованию с ЦСУ утверждает типовые планы счетов, типовые
формы Бухгалтерского учёта и
отчётности и инструкции по их применению. Основными нормативными
документами, регулирующими организацию и методологию Бухгалтерского
учёта, являются: законодательство РФ, постановления Министерства
финансов РФ и другие законодательный акты.
Сложный Бухгалтерский
учёт ведётся в бухгалтерии предприятия, являющейся, как правило,
самостоятельным структурным подразделением. Бухгалтерию возглавляет
главный (старший) бухгалтер, подчинённый в административном отношении
руководителю предприятия. Распоряжения главного (старшего) бухгалтера по
вопросам Бухгалтерского учёта
обязательны для всех работников предприятия.